Вопрос юридического статуса Севморпути — принципиально важен для страны, считает Чилингаров

Артур Чилингаров

Артур ЧилингаровСеверный морской путь — это исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация РФ, и этот статус необходимо обозначить в законе о Севморпути, это принципиальный, юридически значимый вопрос для нашей страны. Как сообщили в пресс-службе верхней палаты российского парламента, об этом заявил член Совета Федерации Артур Чилингаров, выступая в Тюмени на выездном заседании Экспертного совета по Арктике и Антарктике при председателе Совета Федерации, председателем которого он является.

В ходе обсуждения на выездном заседании Экспертного совета специалисты обсудили пути развития этого региона: возрождение Северного морского пути, усиление полярной авиации, освоение новых месторождений углеводородов. Также большое внимание было уделено вопросам экологии и проблемам коренных народов Крайнего Севера.

Заведующий кафедрой географического факультета МГУ им. Ломоносова, депутат Госдумы Михаил Слипенчук отметил, что «Северный морской путь, в том числе в связи с глобальным потеплением, приобретает особое значение для перевозок». «Севморпуть в советские годы был развит, но в 1990 -е годы все было заброшено. Между тем, он примерно на 30 процентов сокращает путь из Азии в Европу, а в связи с угрозой сомалийского пиратства, вдвойне приобретает привлекательность», — рассказал депутат.

Участники совещания сошлись во мнении, что для возрождения Севморпути необходимо развитие его инфраструктуры. Член Совета Федерации Игорь Кошин, представляющий Ненецкий автономный округ заявил: «Развитие инфраструктуры должно основываться на создании новых и модернизации имеющихся портов. Для Ненецкого округа это порты Индига, Варандей, Амдерма. Необходимо соединение их с общероссийской сетью железнодорожных путей и автомобильных трасс. Нужна также модернизация имеющихся аэропортов. Самое главное, что мы обязаны ставить во главу угла при реализации всех проектов, – экологическую безопасность, и в этом направлении нам необходима разработка и принятие государственной концепции освоения арктического шельфа, в которой в первую очередь были бы отражены вопросы экологической безопасности, организации экологического мониторинга в зоне хозяйственной деятельности, страхования экологических рисков». Сенатор также предложил освободить от арктического корабельного сбора суда, завозящие грузы по Северному морскому пути для жизнеобеспечения арктических субъектов Российской Федерации. «Это позволит удержать цены на основные товары и услуги для населения, стимулировать развитие регионов», — сказал И.Кошин.

По проблемам ледокольной проводки судов высказался глава ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша. Он выразил сожаление, что, несмотря на принятое решение о строительстве трех новых атомных ледоколов и четырех дизель-электрических, финансирование на это до сих пор не выделено. Он высказал опасение, что в случае, если новые ледоколы не будут построены в срок, проводку судов в арктических морях может ждать «пауза», так как действующие атомные ледоколы постепенно будут выводиться из эксплуатации.

Заместитель губернатора Тюменской области Владимир Мазур первоочередными назвал именно вопросы «сохранения уникальной экосистемы региона, а также восстановление транспортной системы». С отдельным докладом об экологической ситуации в регионе выступил замдиректора по экологии ЗАО НПЦ «СибГЕО» Александр Кириллов. «В Центральной Арктике общее количество объектов накопленного экологического ущерба составляет не менее 1500, общая их площадь — не менее 15 тысяч гектар», — сообщил он. — Только на территории Ямало-Ненецкого автономного округа мы выявили 28 «горячих точек» и освоение новых месторождений может привести к появлению новых".

В завершение обсуждения Экспертный совет по Арктике и Антарктике принял резолюцию, в которой рекомендовал председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко обратиться в правительство РФ и Государственную Думу РФ с предложениями:

  1. содействовать разработке и принятию федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации»; обратить внимание на необходимость обеспечения особого режима природопользования и охраны окружающей среды в Арктической зоне;
  2. завершить работу над Стратегией развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности до 2020 года;
  3. создать на федеральном уровне структуру, отвечающую за реализацию государственной политики и координацию работы органов государственной власти и субъектов хозяйственной деятельности в Арктической зоне РФ;
  4. обеспечить восстановление и модернизацию национальной транспортной системы в Арктике.
  5. «Все обозначенные сегодня проблемы должны найти свое практическое решение, — отметил, подводя итоги совещания, Артур Чилингаров. — Уже в октябре в Салехарде на Третьем Форуме „Арктика — территория диалога“ мы продолжим этот разговор. Выработаем конкретные предложения по их реализации».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.